Онлайн консультант Онлайн консультант
Контакты
Город: Барнаул
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Барнаул
  • Алматы
Бизнес_с_нами
Бизнес с нами
Оставить_заявку
Оставить заявку
EVENTS

Как оценить ROI (окупаемость инвестиций) корпоративного сайта

1 июня 2004


Как правило, окупаемость инвестиций, вложенных в корпоративный веб-сайт (ROI — Return on Investment), во многом связывается с профессионализмом веб-разработчиков. В этом материале рассматривается одна из основ профессионализма веб-разработчика — умение экономически обосновывать вложения заказчика в веб-сайт.


Вернутся ли деньги, вложенные в корпоративный веб-сайт? Такой вопрос задают себе руководители, коммерческие директора и ИТ-специалисты компаний, принимающие решения о разработке корпоративного сайта. 

Вопрос очень важный и, пожалуй, ключевой для принятия решения. Несмотря на то, что точно оценить эффект от создания и поддержки сайта для конкретного предприятия достаточно сложно, эту задачу можно разложить на компоненты. Такой подход позволит легко определить, окупится сайт или нет и каков срок его окупаемости. 

Корпоративный сайт: основные эффекты

Окупаемость можно определять, вычисляя дополнительные доходы, приносимые сайтом, — это может быть как прямой доход компании, так и экономия средств. Так, компания получает следующие экономические эффекты, благодаря сайту.

1.       Привлечение клиентов и партнеров, прямые продажи.
Обычно этой функции сайта уделяют ключевое значение, поскольку эффект от прямых продаж виден сразу. На его основе проще всего посчитать окупаемость инвестиций в веб-сайт. Однако рассматривать в качестве единственного эффекта от создания и поддержки веб-сайта только прямые обращения с него — неверно. В этом случае не принимаются во внимание другие выгоды, которые приносит этот бизнес-инструмент.

2.       Продвижение бренда.
Сайт — это лицо компании. Мнение большого числа партнеров складывается под впечатлением от посещения корпоративного сайта. Также в эту часть эффекта от сайта можно отнести оптимизацию работы со СМИ.

3.       Информационное обеспечение клиентов и партнеров.
Размещение на сайте дополнительной информации о фирме, продукте, открытие систематических консультаций на своем веб-ресурсе и т.п. Поддержка партнеров является хорошим деловым тоном. Она не только располагает их к себе, но и остается одним из неотъемлемых компонентов профессиональной работы современной компании.

4.       Поиск поставщиков.
Для многих крупных предприятий актуален вопрос оптимизации поставок. Достаточно удобным средством решения этой задачи служит размещение информации о потребностях компании на корпоративном сайте. Часто поставщики сами находят такие разделы и ведут постоянный их мониторинг.

5.       Привлечение новых сотрудников и оптимизация процесса приема на работу.
Если компания имеет собственный сайт, у нее значительно увеличиваются шансы привлечь на работу квалифицированного сотрудника. Также открывается возможность выложить список конкретных вакансий, ключевых требований и критериев приема на работу, бланки резюме и даже тестовые задания.

6.       Вынесение клиентской части бизнес-логики компании на сайт.
Примером таких решений могут служить системы заказа товаров, интернет-магазины, системы бронирования билетов или резервирования продукции, консультации и вопросы к специалистам.

7.       Влияние на внутрикорпоративные отношения. Раздел сайта, предназначенный для сотрудников, помогает решать задачи по повышению мотивации труда, объединяет коллектив единой идеей, делает работу более слаженной.

8.       Вынесение внутрикорпоративной части бизнес-логики на сайт
Этот пункт открывает широкое просторы для решений, объединяемых под общим названием интрасерверы. Интрасервер — общее название внутрикорпоративного веб-сервера, основные функции которого следующие: публикация новостей фирмы, приказов по фирме, полезных в работе статей, организация территориально распределенной системы документооборота, заявки на транспорт и расходные материалы, системы корпоративного общения, распределенные системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), вынесение части функций внутренней учетной системы (например, удаленно можно выписывать счета в 1С), — здесь возможна интеграция практически с любой внутренней информационной компонентой фирмы.

Выше названы основные выгоды сайта. Но как оценить их экономический эффект? Очевидно, что компоненты, рассчитанные на клиентов, прямо зависят от количества и качества посетителей веб-сайта. И здесь большое значение приобретает «представительность» сайта, то есть — его внешний вид, качество дизайна, удобство использования, наличие полезных функций и полезной информации. 

Как оценить эффективность в деньгах?

Внутрикорпоративный эффект можно оценить как некую экономию или дополнительный заработок. Здесь удобнее всего, чтобы человек, ответственный за экономику данного участка работ, например, бизнес-логику продаж, оценил эффект от сайта в тех же рублях в месяц. И так — по каждому участку оптимизированной бизнес-логики.

Условно, месячную отдачу от веб-сайта можно посчитать по приведенной ниже формуле. Расчеты ее первой части можно проводить двумя способами.

1-й способ связан с ценой привлечения внимания партнера:

E1= A*N*K
где:
A — условный эффект от привлечения внимания 1 потенциального партнера;
N — количество целевых посетителей сайта в месяц;
K — субъективный показатель качества дизайна, полезности и удобства сайта.

2-й способ связан с экономическим эффектом от прироста продаж:

E2= (Q *P1*D1 +…+Q *Pn*Dn) *S
где:
P1…Pn — % продажи в регионе 1…n;
D1…Dn — предполагаемый % прироста продаж благодаря сайту в регионе 1…n;
Q — выручка компании в месяц;
S — % — экономически обоснованное вознаграждение агентам по реализации товара.

Далее для более точного прогноза, находим среднее значение между цифрами, полученными по этим двум формулам, и прибавляем суммы по другим эффектам сайта:

E=(E1+E2)/2+E3+…+Em
где:
Е — сумма, которую зарабатывает веб-сайт в месяц;
E1,E2 — эффекты сайта по первым двум расчетам;
E3…Em — эффекты по остальным пунктам.

Таким образом, получаем сумму, которую зарабатывает веб-сайт в месяц. Далее переходим к затратной части создания веб-сайта.

Расходы, связанные с веб-сайтом, содержат:

1.       разовые затраты на создание веб-сайта;

2.       текущие технические расходы на поддержку сайта;

3.       текущие расходы на обновление и продвижение сайта.

Очевидно, что сайт является окупаемым, если месячный доход от него больше расходов на его содержание. Такую разницу можно назвать «чистым доходом сайта». Названное соотношение следует анализировать в первую очередь, причем, очень внимательно следует отнестись к тому, что расходы на обновление и продвижение увеличивают поток посетителей сайта. Это, в свою очередь, умножает эффект от сайта — каждый дополнительный посетитель сайта, по законам рекламы, стоит для владельцев сайта дороже предыдущего. Поэтому необходимо выбирать оптимальный баланс вложения/посещаемость. 

Какие сроки окупаемости можно считать приемлемыми?

Здесь мы подошли к понятию срока окупаемости сайта. Как известно, это дата, когда сумма чистого дохода от сайта перекроет затраты на его создание. Для упрощения расчетов, здесь не использовалось приведение этих сумм к значениям, вычисленным на основании процентных ставок и т.п. Возьмем простую сумму чистого дохода сайта: «срок окупаемости в месяцах = сумма разовых затрат на создание сайта / чистый доход сайта в месяц».

Какие сроки окупаемости вложений в проекты можно считать приемлемыми? На этот вопрос в разных отраслях и компаниях отвечают по-разному: например, в строительстве это может быть 3-7 лет, в производстве — 2-4 года, в ИТ-секторе — 1-2 года.

В качестве примера рассмотрим анализ инвестиций в сайт фирмы «А», работающей на территории Алтайского края, которая описывается следующими условиями (актуальность цен – 2004 г.):

1.       штат — 30 человек;

2.       месячная выручка 1,5 млн. рублей;

3.       фирма производит товар и поставляет его в свой регион (20%), близлежащие регионы (60%) и дальние регионы (20%);

4.       сайт может увеличить продажи в дальние регионы на 50%, в близлежащие регионы — на 20% и «ближние» продажи — на 5%;

5.       компания готова платить посредникам 3% цены товара за увеличение продаж на те же величины;

6.       цена привлечения внимания потенциального клиента — 20 рублей;

7.       планируемая посещаемость сайта — 1500 посетителей в месяц, из них 800 — уникальных «отраслевиков»;

8.       экономический эффект от оптимизации процесса продаж 1000 руб./мес.;

9.       экономический эффект от оптимизации кадровой работы 300 руб./мес.;

10.   экономический эффект от оптимизации процесса информационной поддержки покупателей 2000 руб./мес.;

11.   экономический эффект от экономии на других рекламных средствах 700 руб./мес.;

12.   затраты на создание веб-сайта 35000 руб.;

13.   техническое содержание 350 руб./мес.;

14.   затраты на продвижение сайта и обновление информации 3000 руб./мес.

Расчет: Эффект от увеличения продаж (экономим на посредниках) = ((1500000 × 20%*50%)+(1500000 × 60%*20%)+( 1500000 × 20%*5%)) * 3% = 10350 руб./мес.

Или цена привлечения внимания = (20 руб. * 800 посетителей * 1) = 16000 руб./мес. Усредненное значение из 2-х методов расчета = (10350+16000)/2 = 13175 руб. Сумма других эффектов = 4000 руб./мес.

Месячный эффект сайта 17175 руб. Чистый доход сайта = 17175 — 3000 — 350 = 13825 руб. в месяц Срок окупаемости сайта = 35000 / 13825 = 2,53 месяца.

Как видно из этого примера, компания таких размеров получает значительный экономический эффект и довольно быстро возвращает вложенные деньги1. В то же время, не окупаемый сайт — это ошибка, заложенная на этапе проектирования, и результат неверно построенной бизнес-модели. Гарантом окупаемости вложений может быть только профессионализм разработчика и заказчика в оценке экономического эффекта сайта. При этом разработчик играет важную роль, поскольку многие эффекты от работы веб-сайта предсказать может только он. Выбирая разработчика, следует убедиться в его профессионализме и обратить отдельное внимание на его заинтересованность в том, чтобы ресурс, в который будут вложены инвестиции, мог приносить прибыль. Именно это поможет наладить и поддерживать постоянное и взаимовыгодное сотрудничество.

Таким образом, основные выводы следующие:

  • окупаемость сайта можно спрогнозировать и подсчитать;
  • перед принятием решения о разработке сайта необходимо посчитать его экономическую эффективность и окупаемость;
  • разработчик сайта должен быть компетентен в экономических вопросах веб-ресурсов и должен относиться к клиенту как к надежному и долгосрочному партнеру, даже если заказ носит разовый характер.

Понравилось? Давайте расскажем об этом миру!